Авторынок ожидает новых испытаний - законом №3379

24.02.2009

20.02.2009 г. Президент Виктор Ющенко подписал Закон №3379 "Про внесення змін до деяких законів України з метою поліпшення стану платіжного балансу України у зв'язку із світовою фінансовою кризою", который предусматривает введение дополнительного таможенного сбора 13% на ввозимые автомобили, грузовики и автобусы, что следует понимать как добавление к уже существующей пошлине 10% еще 13% сбора, который по начислению он приравнивается к пошлине. Исходя из этого иномарки, с учетом НДС, получат дополнительную нагрузку до 15-16%, что приведет к существенному подорожанию импортных авто.

В нынешних условиях резко сокращающегося авторынка такой шокирующий ценовой удар, безусловно, отразится на результатах продаж.

Президент уже один раз решал судьбу автомобильного рынка в начале января, когда он наложил «вето» на закон №3379, в котором значились те же 13% повышения, но тогда формально они назывались "временной надбавкой", кроме этого значительно расширялись полномочия Кабмина по регулированию списка товаров критического импорта, что и вызвало протест у Виктора Ющенко.

В своих замечаниях В. Ющенко в то время мотивировал наложение "вето" тем, что закон противоречит нормам ВТО. Депутаты ухватились за эту "ниточку" и, отредактировали некоторые противоречащие определения, а также заменили название 13%-ого увеличения - сбором. В такой редакции тот же закон №3379 и был предоставлен на подпись Виктору Ющенко для повторного решения судьбы авторынка. И Президент принял решение подписать закон. Как отмечено на официальном сайте Президента, учитывая негативное состояние платежного баланса и спад в промышленности, подписан этот закон. У Ющенко остались замечания к 13%-ой надбавке. По мнению Виктора Андреевича она не может применяться к товарам, поставляемых из тех стран, с которыми у Украины подписаны соглашения о свободной торговле.

Далее приводим цитату с сайта Президента:

«прикінцевими положеннями Закону передбачається запровадження тимчасової цільової надбавки до ставок ввізного мита, діючих напередодні набрання чинності Закону, у розмірі 13 відсотків митної вартості товарів, що ввозяться на митну територію України в режимі імпорту, крім товарів критичного імпорту. До товарів, на які розповсюджується така надбавка, зокрема, включено окремі позиції, що майже повністю імпортуються з держав, з якими Україною укладено міжнародні договори про вільну торгівлю. Зазначені договори, як правило, передбачають застосування до імпорту товарів із цих держав виключно кількісних обмежень або еквівалентних їм заходів, отже, до ставок ввізного мита на такі товари тимчасова цільова надбавка застосовуватися не може.

Крім цього, Глава держави звернувся до Кабінету Міністрів України з пропозицією скористатися наданим йому цим Законом правом та скасувати тимчасову надбавку на товари, які майже повністю імпортуються з держав, з якими Україною укладено міжнародні договори про вільну торгівлю.»

Из приведенного текста официальной позиции не понятно, почему опять фигурирует понятие "временной надбавки", если 4 февраля депутаты поменяли ее на "дополнительный импортный сбор", как и было указано в замечаниях к первой версии закона.

По сообщению генерального директора ВААИД Олега Назаренко, решением Президента в Ассоциации автоимпортеров удивлены. ВААИД неоднократно и публично обращалась к Президенту с призывом "ветировать" закон. Вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Ферхойген высказывался однозначно против введения закона, давая понять, что в Европе будут против такого решения.

Кабмин, как первоначальный инициатор этого закона, после редактирования депутатами закона изменил свое решение и ходатайствовал перед Президентом об отмене закона №3379 в такой редакции. Но закон №3379 - подписан. Фактически новые пошлины вступят в силу уже в начале марта. Более точная дата вступления в силу нового закона станет известна после опубликования в официальных СМИ.

У операторов не так много времени, чтобы ввезти в Украину и растаможить автомобили по старым ставкам, да и cвободные финансовые ресурсы не у всех найдутся.

Автодилеры уже активно готовятся к торговле подержанными автомобилями, рассчитывая на скорейшее принятие закона о trade-in. По сообщению Почетного Президента Корпорации "УкрАвто" Т. Васадзе, уже в ближайшее время в Парламент будет направлен законопроект, принятие которого позволит вывести в официальный оборот торговлю подержанными авто. Предполагается, что в новом законопроекте налогооблагаемая база будет сведена к разнице цены продажи авто дилеру и цены продажи конечному потребителю.

Новый законопроект сделает торговлю подержанными автомобилями прибыльной для дилеров и выгодной для владельцев автомобилей. Вполне возможно, что этот закон даст основания для нового толчка в автомобильном бизнесе.