Каких ограничений ожидает украинский авторинок в условиях кризиса?

10.11.2008

Похоже, что после заседания Совета национальной безопасности и обороны в пятницу 7.11.08 г. прогнозы по введению ограничений по импорту автомобилей начинают сбываться. После открытия заседания СНБО, Президент Украины В. Ющенко дал однозначно понять Министерству экономики, что «импорт автомобилей и комплектующих не является сегодня приоритетом, который нужно поддерживать». "У нас сегодня за 9 месяцев текущий счет минус 9 миллиардов. Если взять импорт автомобилей, моторов, кузовов - он составляет 7,9 миллиардов", - отметил Президент. По его словам на уровне 60% негативного торгового баланса в Украине формируют операции, связанные с импортом автомобилей и комплектующих».

Исходя из того, что разные ветви властей постоянно говорят о принятии разнообразных законодательных механизмов по ограничению ввоза автомобилей, таких как увеличение импортной пошлины на ввоз автомобилей, введении квотирования импорта авто, а также принятие законодательных актов по изменению (читай – увеличению) начисления акциза, значит совсем скоро следует ожидать соответствующих действий в этом направлении. Как говорится «дыма без огня не бывает».

Как сообщает ВААИД, украинские автопроизводители предпринимают активные действия по ускорению этого процесса, обращаясь с открытыми письмами к министрам экономики и промышленной политики, акцентируя внимание на то, что отрасль в настоящее время не готова к свободной конкуренции с европейскими производителями и просят министров отстоять их интересы, исключив из режима свободной торговли со странами ЕС автомобили с бензиновыми двигателями объемом 1000-2200 см3 и дизельными двигателями объемом до 2500 см3.

Одновременно Комитет Верховной Рады по вопросам таможенной и налоговой политики, используя условия финансового кризиса, обратился в Минэкономики с поручением провести предварительные переговоры с ВТО и ЕС касательно временного повышения пошлин на ввоз импортных автомобилей считая, что временное повышение пошлин спасет положение на украинском автомобильном рынке.

Такие действия предусмотрены Устав ВТО только при условиях угрозы платежному балансу страны. В этом случае страна – участница имеет возможность использовать своё право по защите своего рынка по отдельным группам товаров, предварительно проинформировав ВТО.

Подобные письма Комитетом Верховной Рады уже разосланы также в отделение ООН и в другие международные организации.

Из неофициальной источников известно, что уже подготовлен и проект решения Межведомственной комиссии по международной торговле под названием «Про застосування попередніх спеціальних заходів щодо імпорту в Україну нових легкових автомобілів походженням з Європейського Союзу, Малайзії, Балтійського митного союзу, митного союзу Російської Федерації та Республіки Білорусь, Республіки Корея, Республіки Молдова, Турецької Республіки, Японії, що класифікуються згідно ТНЗЕД у товарній позиції 8703».

Такой одновременный унисон властей говорит лишь об одном - тучи сгущаются над автомобильным рынком. Какие механизмы для урегулирования проблем не применялись бы, ясно только одно, что в создавшейся ситуации автомобили дешеветь точно не будут, а все действия регулирующих механизмов лягут на плечи конечного потребителя.

ВААИД и импортеры пытаются активно противодействовать широкомасштабным наступлениям по всем фронтам автопроизводителей по возврату пошлины до уровня, действовавшего до 16 мая 2008 г., аргументируя свою позицию на всех уровнях. Чем закончиться сражение дело времени. На кон поставлена львиная доля автомобильного рынка Украины.