"Зливай куме воду, приїхали… " (обзор рынка)

07.10.2008

На наибольших мировых авторынках Америки, Европы и Азии объемы продажи автомобилей падают безумными темпами.

Мировой финансовый кризис, беспрестанный рост цен на топливо та инфляция внесли и продолжают вносить значительные изменения в ситуацию на рынке авто.

Так китайский и индийский авторынки в течение последних лет отмечались стабильностью и высокими темпами роста. В начале 2008 года руководители автомобильных концернов Азии заверяли, что второй и одиннадцатый в мире по величине авторынки компенсируют снижение спроса со стороны западных стран, но как оказалось, такие заявления были преждевременными.

Для автопроизводителей Китая объемы роста темпов автопродажи в июле стали самыми низкими за последние два года, увеличившись только на 6,8%, в Индии показатели продажи автомобилей впервые за три года снизились.

Британия выступает «лидером» по снижению этих показателей, где автопродажи упали к рекордный низкой отметке за последние 40 лет. Больше всего пострадали люксовые торговые марки: Aston Martin – снижение продаж на 67%, Land Rover – почти до 60%, а Jaguar, соответственно, больше 40%. Неутешительные рыночные реалии уже вынудили некоторые компании корректировать свои планы на 2008 год и принимать кардинальные решения.

Снижение темпов продажи авто наблюдается также на большинстве основных мировых рынках стран Европы Азии, США и Японии. По данным «Global Insight», наихудшие показатели продажи автомобилей в Италии и Испании, где показатели августовской реализации, в сравнении с 2007 годом, уменьшились на 27,1% и 41,3% соответственно. Спад рынка в США за последний месяц лета на уровне 18 %, во Франции продажи упали на 7,1 %, а в Германии - на 10,4 %.

По итогам сентября этого года аналитики отмечают 20%-ное снижение продажи автомобилей в Америке. Показатели реализации на автомобильном рынке США будут наихудшим за последние 10 лет, отмечает "Automotive News". По информации этого же издания, автопроизводители, котрорые подвели итоги реализации за сентябрь, констатируют, что «практически ни один из них" не ожидает позитивных результатов. К уменьшению реализации на рынке привели жесткие кредитные условия и снижения потребительского доверия покупателей.

Із-за финансового кризиса россияне тоже купят намного меньше автомобилей, чем планировалось. Продажи "Toyota" в России, пишет российское издание "Ведомости", как и раньше, растут, но "то, что все шатко, уже ясно". Если в начале сентября "Toyota" прогнозировала на следующий год 15%-ный роста продажа в России, то сейчас говорит о 5%.

Признает риск падения темпов роста российского рынка и председатель офиса "Renault" в России Жан-Мишель Жалинье: «Дилеры говорят, что их салоны в последний месяц посетили меньше людей».

"Ринок упадет ровно на столько, на сколько банки сократят расходы на авто кредиты" - цитирует президент "Автоваза" Бориса Алешина. По его словам, кризис стал заметным уже в августе - "АВТОВАЗ" продал на 20 тыс. машин меньше, чем за аналогичный период 2007 года.

Учитывая не очень оптимистичные перспективы для мирового автомобильного рынка, Morgan Stanley уже принял кардинальные меры и снизила свой прогноз объемов продажа автомобилей на 2008 год. Да, за выводами экспертов инвестбанку, по итогам 2008 года в мире будет продано около 58,1 миллионов авто (на 0,3% больше, чем в 2007 году). А в начале 2008 года они ожидали роста этого показателя на 3,5%. Начали снижать свои прогнозы и все другие большие мировые автопроизводители.

Авторинок Украины снижает обороты. Кризис на пороге

За динамикой роста рынка автомобилей Украина еще в июне занимала второе место в Европе после Литвы, по росту продажи автомобилей до 46% ежегодно. Об этом шла речь во время пресс-конференции "Международной Маркетинговой Группы Украина" (ММГ).

Но ситуация на рынке меняется тоже быстрыми темпами. По данным статистики в августе зафиксирован рост украинского рынка всего на 1,27% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года. По сравнению с июлем автопродажи сократились на 11,4%. Следовательно, к осеннему периоду, когда традиционно объемы продажи авто растут, украинский авторынок начал снижать свои обороты. Для улучшения ситуации отечественные автодилеры прибегли к разнообразным привлекательным скидкам, акциям и рекламным компаниям. Лидерами украинских автопродажа в августе стали традиционно известны потребителям компании такие как «АВТОВАЗ», который отвоевал себе 16,5% рынку. Второе место досталось Daewoo, удовлетворившись 8% рынку, а вот Chevrolet сумел отстоять в Mitsubishi и Hyundai третью позицию, и вернулся на свое привычное место. За ним в по результатам августа идут Hyundai, Mitsubishi, Toyota, Chery, Skoda и другие. Кстати, Toyota думала не только не уменьшить продажи, а наоборот - значительно увеличить их. Достичь такого результата ей удалось благодаря очень развитой сети дилеров. Кроме того, официальные дилеры значительно уценили, а потребитель на это быстро отреагировал.

В целом августовские результаты засвидетельствовали, что прежних темпов украинскому авторынку уже не достичь, а главный вопрос в том, какого уровня удастся достичь по итогам 2008 года.

По словам министра промышленной политики Украины Владимира Новицкого, в 2008 году в Украине ожидается выпуск 450 тысяч автомобилей. Это почти на 50 тысяч больше, чем в прошлом году. «Темпы роста автопроизводства выше, чем в целом в промышленности, и выше, чем в машиностроении. Но вместимость рынка очень большая и частица украинских автомобилей на нем сегодня меньше, чем импортных», - говорит он. Чтобы нарастить ее, сейчас разрабатывается программа, которая до 2015 года поможет увеличить производство легковых автомобилей до 800 тысяч на год.

Експерты дают свои объяснения таким тенденциям. «В последние месяцы действительно наблюдался спад продаж. Однако речь идет не об остановке попил, а всего лишь об уменьшении прежней динамики. Все ровно она (динамика) остается позитивной и достаточно высокой в сравнении с другими автомобильными рынками мира», - сообщила PR-менеджер корпорации «АИС» Эля Федорей. До этого еще добавляется увеличение себестоимости производства автомобилей и постоянный рост цен на горючее.

Те же, кто твердо решил купить железного коня, как и раньше, обращают внимание на недорогие автомобили. Это в основном марки, которые производят в Украине (например, Geely, ВАЗ, Chevrolet и другие). Большой спрос имеют автомобили за 6,5-15 тысяч евро в восточной Украине, в городах-миллионерах и областных центрах. Связано это с концентрацией населения в этих районах и городах, а также с высшими доходами и уровнем зарплат граждан в центральных регионах. В последнее время стремительно развивается и сегмент малогабаритных и малолитражных автомобилей, которые максимально подходят для городских условий и экономят бензин. Автомобиль начал восприниматься как средство передвижения, а не роскошь, и избираться, исходя из удобств и экономии», - говорит она.

«Уже традиционно наибольшее количество покупок машин - в Киеве и Киевской области. Этот рынок самый объемный. На него приходится четверть всех украинских автопродаж (по итогам первых семи месяцев). За рынком Киева и Киевской области идет рынок Донецкой области. Здесь продается немного больше чем 10% машин», - информирует PR-менеджер корпорации «АИС».

Куда катимся?

Операторы рынка по-разному оценивают перспективы развития отечественного авторынка, ввиду мировых тенденций. «Сейчас наблюдаются проблемы с выдачей кредитов, что привело к снижению продаж в сегменте бюджетных автомобилей (автомобили стоимостью до 15 тысяч евро). Эти автомобили составляют 70% от общего объема продаж. Кроме того, на мировом рынке происходит повышение цен на сталь, которая может потянуть за собой подорожание автомобилей. Главную же частицу автопродаж на рынке Украины составляет импортированный товар, потому ситуация на мировом рынке, безусловно, может повлиять на динамику продаж и отечественного рынка. Потому говорить о прогнозах на 2009 год сложно. В 2008 году наблюдается рост продаж, но на 20-25%, что ниже прогнозируемых в 2007 году 30-40%», - говорят в «АТЛАНТ-М».

В корпорации «АИС» считают, что «динамика продаж существенно не изменится. Авторынок будет развиваться заданными раньше темпами. Однако осенью возможно незначительное снижение покупки авто. По итогам этого года темпы роста автомобильного рынка будут составлять 25-27%. Потенциал нашего рынка достаточно высок. И по итогам 2008 года страна опять будет в десятке самых динамических стран по продажам автомобилей».

Рассказывая о своих бизнес-планах на этот и следующих годах, большинство представителей автокомпаний отмечают расширение объемов продаж в регионах. За последние месяцы Киев остается лидером при килькостю продажах, с теми же объемами. А уменьшение доли столицы в общем объеме продаж говорит о росте активности регионов. Кроме того, через постепенное снижение количества проданных авто дилеры в ближайшем будущем будут делать ставку на развитие автомобильной инфраструктуры, значительно увеличивая свои рекламные бюджеты в несколько раз.